На днях на заседании Совета ИТЭР были озвучены опасения о серьёзных задержках по проекту термоядерного реактора ИТЭР. В ходе сборки активной зоны термоядерного реактора выявлены трещины на трубопроводах системы охлаждения. На корпусе вакуумной камеры в составе теплового экрана около 23 км труб, от надёжности которых зависит работа всего реактора. Устранить неисправность на месте нельзя. Масштаб проблем уточняется.
В яме реактора собрано четыре из девяти секций вакуумной камеры активной зоны, по которой должна циркулировать нагретая до более чем 150 млн °C плазма. Четыре секции должна была изготовить Южная Корея (Hyundai Heavy Industries) и пять ЕС. В принципе, работы по изготовлению секций практически завершены. Первую секцию опустили в шахту в мае этого года, затем вторую, третью и четвёртую, которые последовательно сваривали друг с другом, включая совмещение системы трубопроводов для охлаждения.
Признаки дефектов в системе трубопроводов были обнаружены ещё в ноябре 2021 года, когда гелиевые испытания выявили утечку на элементе теплового экрана вакуумного сосуда (сектора), поставленного на площадку в 2020 году. Экспертиза установила, что причиной дефекта стало напряжение металла, «вызванное изгибом и сваркой труб с панелями теплового экрана, усугублённое медленной химической реакцией из-за наличия остатков хлора в некоторых небольших областях вблизи сварных швов труб».
Были из этого сделаны выводы или нет, но в процессе сварки четвёртого сектора трещины в трубах системы охлаждения стали видны невооружённым глазом. Согласно выводам экспертов, исправить дефект в шахте реактора нельзя. Сегменты необходимо разбирать, поднимать из шахты и ремонтировать наверху либо заказывать новые изделия полностью. Обнаруженные дефекты самым серьёзным образом повлияют как на график работ, так и на стоимость проекта.
Генеральный директор ИТЭР Пьетро Барабаски сказал: «Если и есть что-то хорошее в этой ситуации, так это то, что она происходит в тот момент, когда мы можем её исправить. Опыт, который мы приобретаем в работе с первыми в своем роде компонентами ИТЭР, пригодятся другим, когда они будут запускать свои собственные термоядерные проекты. Природа и миссия ИТЭР, как уникальной и амбициозной исследовательской инфраструктуры, таковы, что в процессе строительства ему придётся пройти через целый ряд проблем и неудач. Поэтому наша задача и долг — своевременно информировать об этом научное сообщество, чтобы оно приняло меры предосторожности при работе с однотипными сборками».
Цель ИТЭР — работать на мощности 500 МВт в течение как минимум 400 секунд непрерывно с 50 МВт потребляемой мощности для нагрева плазмы. По всей видимости, в процессе эксплуатации может потребоваться дополнительно 300 МВт электроэнергии. Электричество в ИТЭР вырабатываться не будет. Согласно последним планам после ряда переносов первая плазма должна была быть получена в 2025 году. Судя по всему, эти сроки будут пересмотрены в сторону серьёзного увеличения. Ожидается, что новые планы проведения работ будут объявлены весной 2023 года, когда новый директор ИТЭР, назначенный в сентябре этого года, полностью войдёт в курс на новой должности.
Источник 3dnews