Не секрет, что стоимость недвижимости во многих регионах мира растёт стремительными темпами. К этой, вполне привычной «лихорадке» добавился новый тренд — некоторые готовы платить миллионы долларов не в Нью-Йорке или на других популярных площадках, а в местах, вообще не имеющих реального воплощения — в виртуальном мире.
Продаваемая земля хранится буквально на серверах — виртуальные миры, совокупно названные «метавселенной», готовы предложить фактически неограниченные площади. Хотя виртуальные площадки существовали и раньше, с момента объявления Meta о создании метавселенной в последние месяцы некоторые лоты подорожали на 400-500 %.
Пока люди взаимодействуют в виртуальном мире, как «мультяшные» аватары — практически как в видеоигре с мультиплеером. Для посещения они могут пользоваться как обычными компьютерами с мониторами, так и новыми техническими решениями — Meta и другие компании имеют долгосрочные стратегии разработки VR-гарнитур и периферии вроде серии Oculus. По некоторым оценкам, совокупная метавселенная может в ближайшем будущем вырасти в бизнес стоимостью $1 трлн.
Известно, что собственные аватары имеют многие популярные артисты вроде Джастина Бибера (Justin Bieber) и Арианы Гранде (Ariana Grande), а также другие, не менее популярные шоумены.
По некоторым данным, не так давно участок земли в одном из популярных виртуальных миров Decentraland был продан за $2,5 млн. По данным местных «риелторов», цены в последние месяцы выросли на 400-500 %. В мире Sandbox агентство виртуальной недвижимости Republic Realm потратило на участок земли рекордные $4,3 млн. Эксперты считают, что для некоторых пользователей цифровой мир не менее важен, чем виртуальный, если не важнее.
По данным Джанин Йорио (Janine Yorio), владеющей компанией Republic Realm, в прошлом году её компания продала 100 виртуальных частных островов по $15 000 каждый. Теперь они продаются по $300 000 — вполне сопоставимо с ценой среднестатистического дома в США.
При этом эксперты отрасли считают, что инвестиции в виртуальную землю довольно рискованны. Главное, что имеет значение — её местоположение. В виртуальном мире, как и в реальном, имеются территории, куда люди идут в первую очередь. Как правило, это места массового сбора персонажей и такие площадки обязательно будут более ценными, чем территории, где ничего не происходит. В качестве примера приводится виртуальный дом известного рэпера Снуп Дога (Snoop Dogg) — некто заплатил $450 000, чтобы стать его виртуальным соседом в Sandbox.
Эксперты по местной цифровой недвижимости подчёркивают, что соседи имеют важное значение и здесь — все стремятся собраться в группы, разделяющие общие интересы. При этом покупка виртуальной земли намного проще приобретения реального участка — её можно совершить буквально за минуты, заплатив либо напрямую платформе, либо посреднику, уже владеющему территорией. После этого владельцы могут заняться строительством, украшением, перестройкой. «Это код», — констатирует Йорио.
Тем не менее, она рекомендует инвестировать в цифровые территории только те средства, которые в случае чего граждане будут готовы потерять, поскольку цены на местную недвижимость очень волатильны, хотя в некоторых случаях такие приобретения могут принести и большую прибыль.