В настоящий момент крейсерская скорость скоростных поездов в Китае составляет 350 км/ч. Новое поколение поездов «пуль» по проекту CR450 будет двигаться со скоростью 450 км/ч. Дороги для таких составов уже начали строить, но до завершения проекта ещё пять лет, поэтому облик поезда-«пули» будущего пока не завершён. В качестве одного из вариантов китайские учёные предложили оснащать поезда крыльями, чтобы снизить нагрузку на колёсные пары.
На днях в рецензируемом китайском научном журнале Acta Aerodynamica Sinica группа учёных из Инновационного центра гидродинамики Чэнду под руководством инженера-исследователя Чжан Цзюня опубликовала статью, в которой представлены расчёты аэродинамического поведения высокоскоростных поездов с крыльями. Утверждается, что оснащение локомотива и каждого пассажирского вагона пятью парами небольших крыльев снизит нагрузку на шасси поезда на 30 %. Это позволит увеличить скорость и уменьшить износ колёсных пар и другой механики, отвечающей за рабочие нагрузки.
Поезд с крыльями ещё в 80-е годы прошлого века предложили японские инженеры. Прототип был построен к концу 90-х годов и хорошо показал себя при аэродинамических испытаниях. Проблема была в том, что размах крыльев оказался слишком большим, чтобы поезд мог передвигаться в реальной инфраструктуре по тоннелям и под мостами, да и к обычным платформам он не смог бы подойти — мешали крылья. Поэтому китайцы предложили вариант с пятью небольшими парами крыльев, установленных на крыше поезда и вагонов.
Согласно расчётам, оптимальная высота установки крыльев на крыше лежала в пределах от полутора до двух метров. Ниже располагать нельзя по причине высокой турбулентности в зоне крыши состава, а выше не имеет смысла — тоже будет мешать инфраструктура. По мнению специалистов, установка крыльев потянет за собой массу других проблем, например, резкое увеличение шума и вибраций, а также возможную помеху работе пантографов, снимающих питание с воздушного токопроводящего кабеля над составом.
По мнению учёных, предложивших концепцию «крылатого» поезда, для массового применения в стране такое решение будет более экономичным, чем переход на левитирующие поезда на магнитной подушке (маглевы) с системой сверхпроводящих магнитов. Маглевы на сверхпроводящих магнитах будут двигаться со скоростью до 620 км/ч, но стоимость дорог для них будет очень высока. Поезда с крыльями смогут двигаться почти по обычной колее, что сделает их эксплуатацию более выгодной.