Оператор круглосуточных магазинов FamilyMart планирует к концу 2024 финансового года открыть около 1000 магазинов без персонала, предлагая в них те же продукты, что и в обычных торговых точках сети, в рамках первого крупномасштабного развертывания полностью автоматизированных магазинов в Японии.
В прошлом году Япония ослабила правила, согласно которым в магазинах должны быть сотрудники. Дефицит рабочей силы в стране будет усиливаться по мере того, как население продолжает сокращаться, и все больше предприятий переходят на оптимизацию деятельности с использованием цифровых технологий. Кстати, по производительности труда Япония занимает самое низкое место среди стран «большой семерки» и только 21-е место среди 37 членов Организации экономического сотрудничества и развития.
Автоматизация стала жизненно важной для розничной торговли, которая отстает от других отраслей в повышении производительности, но законы о санитарной безопасности пищевых продуктов требовали, чтобы магазины розничной торговли, работающие с пищевыми продуктами, имели на месте санитарного контролера. В июне 2020 года, отвечая на неоднократные требования отраслевых групп розничной торговли, министерство здравоохранения и труда заявило, что санитарный контроль может осуществляться патрулями.
Платежные системы — еще один важный элемент автоматизированных магазинов. FamilyMart будет использовать камеры с искусственным интеллектом, а также датчики на полках, чтобы отслеживать, какие продукты покупает покупатель. Когда клиенты стоят перед платежным терминалом, названия продуктов и цены отображаются на мониторе, после чего остается выполнить оплату электронным способом или наличными.
Система избавляет от необходимости считывать штрих-коды и затрудняет кражу в магазинах. Для защиты конфиденциальности клиентов данные, которые могут привести к идентификации личности, например изображения лиц, не сохраняются. Клиентам не нужно будет заранее готовить приложение для смартфона или обеспечивать биометрическую аутентификацию при входе в магазин.
По словам FamilyMart, в «беспилотных» магазинах будут доступны почти все из примерно 3000 товаров, продаваемых в обычных магазинах сети. В июле в Токио был открыт пробный магазин. Примечательно, что он занимает площадь всего 50 кв.м, что примерно на 30% меньше площади обычной торговой точки такого рода. В магазине с ассортиментом из 750 наименований товара было установлено около 50 камер. Возраст покупателей алкогольных напитков проверялся с помощью монитора на платежном терминале.
Компания решила начать масштабное расширение после того, как убедилась, что система работает без проблем, справляясь примерно с 10 покупателями в магазине одновременно. Открытие автоматизированного магазина обходится примерно на 20% дороже, чем открытие обычного магазина, но затраты на рабочую силу могут быть значительно сокращены, поскольку сотрудники остаются нужны только для приемки и выкладки товаров. Между тем, согласно исследованию Комиссии по справедливой торговле Японии, 60% операционных расходов франчайзинговых магазинов приходится на рабочую силу.
FamilyMart имеет около 16 000 магазинов в Японии, ежегодно открывая от 200 до 500 новых. С этого момента новые магазины будут «беспилотными».
В Японии работает более 50 000 магазинов повседневного спроса, но традиционная бизнес-модель ограничивает количество мест, где можно открывать магазины, и срочно требуется новый формат. Автоматизированные магазины также должны решить проблему повышения минимальной заработной платы и сокращения числа рабочих.