В Госдуму внесен законопроект о создании единой инфосистемы учета интернет-рекламы в Рунете. Выбор оператора базы, в которой сведения обо всех рекламных кампаниях будут храниться не менее пяти лет, предлагается возложить на Роскомнадзор, он же вместе с ФАС будет решать, что именно считать рекламой.
Вся реклама Рунета
В России может появиться единая база учета данных обо всей интернет-рекламе в Рунете. Соответствующий законопроект №1173900-7 с предложением правок в закон «О рекламе», внесенный депутатом от ЛДПР Сергеем Жигаревым, появился на портале обеспечения законодательной деятельности Госдумы sozd.duma.gov.ru.
Проектом закона предусматривается создание единой автоматизированной государственной системы (ГИС) учета интернет-рекламы, в которую будут включаться данные о рекламодателях и распространителях рекламы, операторах рекламных систем и рекламных посредниках. Все они будут обязаны размещать информацию о себе и о своих рекламных кампаниях самостоятельно или через операторов рекламных данных, при этом вся информация будет храниться в ГИС не менее пяти лет.
Роскомнадзор будет вести реестр операторов рекламных данных. Он же будет заниматься созданием комиссии для определения оператора рекламных данных. Порядок создания комиссии, ее состав и условия отбора оператора будут устанавливаться Правительством России.
Вопросы отнесения информации к категории рекламной будет решать Роскомнадзор в согласовании с Федеральной антимонопольной службой (ФАС). В случае принятия законопроекта предполагается, что его положения вступят в силу 1 июля 2022 г., отмечается в пояснительной записке к документу.
Рекламные бюджеты под госконтролем
Документ предлагает возложить на Роскомнадзор функции обработки, анализа и сверки всех данных, размещаемых в рекламной ГИС. Ведомству разрешается переложить технические и организационные вопросы учета и хранения данных ГИС на радиочастотную службу.
Документ предполагает, что все распространители интернет-рекламы в Рунете, включая сайты и рекламные агентства-посредники, будут обязаны заносить в ГИС учета рекламы сведения о своих рекламных кампаниях для российских потребителей, за исключением социальной рекламы.
Критерии отнесения организаций к распространителям рекламы, операторам рекламных систем и рекламным посредникам, а также форматы и сроки предоставления информации для внесения ГИС в документе не прописаны, их определение предлагается возложить на Правительство России.
Правительство также определит список госорганов, включая ФНС России и ФАС России, которые получат доступ к информации в ГИС учета рекламы. Порядок доступа участников рекламного рынка и операторов рекламных данных к информации, размещенной ими в ГИС, будет устанавливать Роскомнадзор, говорится в документе.
Мнение ведомств и участников рынка
В Роскомнадзоре заявили о поддержке вводимого законопроектом регулирования, пишет РБК со ссылкой на пресс-службу ведомства. В Минцифры изданию заявили, что проект поможет повысить прозрачность в этом сегменте рекламной отрасли.
Интернет уже несколько лет является самым крупным медиа по привлекаемым рекламным бюджетам. В 2020 году интернет-площадки заработали на рекламе, по оценке Ассоциации коммуникационных агентств России, 253 млрд руб., тогда как доходы телеканалов составили только 169 млрд руб.
Исполнительный директор DigitalBudget Александр Степанов заявил РБК, что его компания хотя и занимается мониторингом рекламы в Рунете с 2016 г., до сих пор отслеживает не более 30% от всего объема размещений. По его мнению, сторонний мониторинг рекламных кампаний будет возможен если только субъекты рекламного рынка будут сами делиться информацией о проведенных кампаниях.
Управляющий директор агентства Amplifi (входит в рекламную группу Dentsu) Андрей Яковицкий заявил РБК, что внедрение единой системы учета рекламы в интернете позволит рынку оценить востребованность контента аудиторией на разных площадках. По мнению Яковицкого, законопроект — это «шаг на пути к прозрачности рынка».
Директор по бизнес-консалтингу российского офиса Publicis Groupe Юлия Удовенко рассказала РБК о том, что законопроект не учитывает важной составляющей сегодняшнего рекламного рынка — глобальности. По ее мнению, такие платформы как Google или Facebook позволяют запускать кампании на разные регионы из любой точки мира, и ничто не помешает, например, YouTube, разместить кампанию на Россию из другой страны.
В марте 2019 г. CNews сообщил о том, что по итогам 2018 г. рекламная интернет-выручка в России впервые обогнала рекламу на телевидении. Тогда Digital-сегмент показал годовой результат 203 млрд руб. против 187 млрд руб. у телевидения, хотя по итогам 2017 г. телевидение опережало интернет – 170,9 млрд руб. против 166,3 млрд руб.
В сентябре 2020 г. CNews рассказал о том, что несмотря на пандемию коронавируса, российский рекламный рынок по итогам первого полугодия 2020 г. сократился на 9% год к году и составил порядка 205-207 млрд руб. Рынок интернет-рекламы в Рунете за этот же период потерял всего 1%, в то время как в других секторах наблюдался обвал до 37-50%.
По итогам 2020 г. в Mediascope весь рекламный рынок России оценивали в 473,0 млрд руб., что на 4% меньше, чем годом раньше. Из них на интернет-рекламу пришлось 253,0 млрд руб., или 53,4% всех рекламных бюджетов, при этом сегмент интернет-рекламы стал единственным в России, который за год продемонстрировал позитивную динамику – прирост на 4% год к году.
С учетом рекламных бюджетов на создание креативных решений, производство рекламной продукции и оплату услуг рекламных агентств и технологических посредников суммарный объем российского рынка маркетинговых коммуникаций по итогам 2020 г. составил примерно 810-830 млрд руб.