Научный руководитель Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ), вице-президент Российской академии наук и академик Сергей Чернышёв сообщил о разработке в России демонстратора технологий для будущего сверхзвукового пассажирского самолёта, который станет продолжением советского Ту-144. ЦАГИ отвечает за реализацию этого крупного проекта, но к нему также присоединились многие научные и образовательные организации при поддержке Минпромторга.
Примечательно, что многие технологии уже были разработаны с использованием цифрового моделирования. Кроме того, проводились испытания уменьшенных моделей самолёта в аэродинамической трубе.
«Сейчас для натурных экспериментов создается сверхзвуковой самолёт — демонстратор технологий. Он позволит проверить режимы полёта (взлёт, посадку, преодоление звукового барьера) и отработать наиболее важные технологии, такие как уменьшение звукового удара и шума, проверить упругие свойства конструкции планера и его прочность, оценить другие характеристики будущего самолёта», — рассказал Сергей Чернышев.
Параметры перспективного авиалайнера уже определены: он будет летать на высоте от 14 до 16 километров со скоростью около 2200 километров в час (1,8 Маха). Благодаря этому полёт из Москвы во Владивосток займёт всего три часа.
Ожидается, что первый сверхзвуковой пассажирский самолёт отечественного производства будет иметь небольшую вместимость, примерно как у бизнес-джета. Однако по мере роста спроса будут появляться более вместительные модели.
В настоящее время в разных странах активно разрабатываются демонстраторы будущих сверхзвуковых пассажирских самолётов. Например, в США компания Boom Supersonic успешно преодолела звуковой барьер с помощью своего демонстратора XB-1, а NASA успешно завершило наземные испытания тихого сверхзвукового самолёта X-59.
Кроме того, в России разрабатывается новый гибрид вертолёта и самолёта.
По материалам:
ixbt