На технологическом форуме «Иннопром 2024» в Екатеринбурге учёные МФТИ продемонстрировали первый российский водородный вездеход с водородной заправочной станцией. Вездеход «Русак К-10» работает на водороде и создан в сотрудничестве с компаниями «Вездеходы для севера» (Нижегородская область), «Кубо» (Санкт-Петербург) и «Гидроджен Энерджи» (Московская область).
Пятиосный автомобиль с размерами 12 x 2,9 x 3,6 метра и массой 12,5 тонн, способный развивать скорость до 60 км/ч и перевозить 8 пассажиров и груз весом до 2,5 тонн. Гибридная силовая установка работает на водородном топливном элементе мощностью около 120 кВт, который получает водород из шести баллонов общей ёмкостью 1200 литров с давлением 350 бар, что составляет примерно 30 кг водорода на борту. Эта система питает группу тяговых литий-ионных аккумуляторов ёмкостью более 120 кВт·ч, которые, в свою очередь, обеспечивают питание синхронных электродвигателей мощностью 180 кВт с постоянными магнитами.
По словам разработчиков, на крейсерской скорости по зимнику водородный вездеход может проехать до 400–500 км без дозаправки.
Вездеход может служить мобильной базой для работы на Севере, способен преодолевать водные преграды, а шины с низким давлением оказывают минимальное воздействие на почву в хрупкой арктической природе.
Юрий Васильев, директор Института арктических технологий МФТИ, сказал: «Для нашей команды МФТИ это не первый опыт разработки гибридных силовых систем, но, безусловно, один из самых значимых. Это экспериментальный образец, проведена большая работа, но она ещё не завершена — нам предстоит провести ходовые испытания в различных режимах, включая суровые климатические условия заполярного Ямала. Эта работа позволила нам приобрести новый опыт и решить множество инженерных задач».
По материалам:
ixbt