британская компания ARM, которая разрабатывает базовую архитектуру процессоров для смартфонов, планшетов и носимых устройств, официально представила свои процессорные и графические ядра нового поколения, созданные по архитектуре Armv9.2. Речь идёт о ядрах Cortex-A520, Cortex-A720 и Cortex-X4, а также графическом ядре Immortalis G720, которые с большой долей вероятности будут использованы во флагманских чипах нового поколения — скорее всего, их интегрируют в Qualcomm Snapdragon 8 Gen 3, MediaTek Dimensity 9300 и Samsung Exynos 2400 до конца текущего или в начале следующего года.
Стоит сразу отметить, что ядра Cortex-X4, Cortex-A720 и Cortex-A520 являются исключительно 64-разрядными, то есть 32-разрядные приложения они не поддерживают, при этом будущие процессоры могут использовать конструкцию ARM DynamIQ Shared Unit 120 и содержать до 14 ядер, так что новые решения можно использовать даже для ПК и ноутбуков. В рамках смартфонов, конечно, конфигурация будет проще (обычно используют 1× Cortex-X4 + 5× Cortex-A720 + 2× Cortex-A520), но в любом случае производитель заявляет о приросте производительности процессоров в многопоточном режиме на 27% — это внушительный бонус, особенно с учётом того, что ядра на архитектуре Armv9.1 и без того были мощными.
Естественно, новая архитектура и передовые технологические процессы позволили повысить энергоэффективность новых ядер. Например, производительное ядро Cortex-X4 на 40% эффективнее, чем Cortex-X3 (применяется в Dimensity 9200 и Snapdragon 8 Gen 2). Соответственно, процессоры на новом ядре будут потреблять заметно меньше энергии при выполнении сложных задач вроде запуска тяжёлого софта, игр или работы с алгоритмами камеры. Ядро Cortex-A520 может похвастаться повышением энергоэффективности на 22% по сравнению с предшественником, а Cortex-A720 — на 20%.
В плане производительности тоже есть значительный скачок — Cortex-X4 может работать на частоте в 3,4 ГГц с 2 МБ кэша второго уровня (это в два раза больше, чем у предыдущего поколения). У Cortex-A720 прирост производительности всего 10%, а у Cortex-A520 и того меньше — всего 8% по сравнению с Cortex-A510. Но это «маленькие» ядра, которые изначально создавались для максимальной производительности при высокой энергоэффективности, так что рекордов они ставить и не должны. Кроме того, представители ARM сделали большой акцент на новом графическом процессоре Immortalis G720, который значительно прокачали в вопросе производительности в сценах с трассировкой лучей. Жаль, что игр, поддерживающих эту технологию, всё ещё очень мало.
Источник trashbox