Учёные из Московского авиационного института разработали прогнозный дисплей для сверхзвуковых самолетов. Он построен по технологии дополненной реальности и может показывать летчику заданную траекторию самолета и прогнозировать его движения, наложенные на изображение закабинной обстановки. Исследования показали, что разработка упрощает процесс пилотирования, увеличивает точность отслеживания заданной траектории движения и в то же время уменьшает загруженность летчика, что повышает безопасность пилотирования в сложных метеоусловиях и при воздействии интенсивной атмосферной турбулентности.
Разработчики пояснили, что технология может быть реализована по-разному. На нынешних самолетах информация отображается на индикаторе лобового стекла (ИЛС). Ранее специалисты МАИ совместно с РСК «МиГ» создали нашлемные системы индикации для самолетов МиГ-35 и Миг-29К, благодаря которым прогнозный дисплей стал отображаться на визоре пилота. Это упрощает многие задачи, особенно посадку на авианосец и обычный аэродром, маловысотный полет и дозаправку в полете.
Сейчас специалисты МАИ работают над адаптацией прогнозного дисплея для сверхзвукового пассажирского самолета нового поколения.
«У нового сверхзвукового самолета вообще не будет остекления, а вся закабинная обстановка будет передаваться другими способами. В первую очередь, там будут стоять камеры и мониторы, благодаря которым летчик увидит обстановку снаружи. Кроме того, при посадке, если известны координаты самолета и аэродрома, компьютер будет рисовать положение аэродрома на земле, и мы предлагаем дополнить это изображение нашей системой, то есть отображать «коридор», показывающий заданную траекторию и прогноз движения самолета на несколько секунд вперед», – рассказал один из разработчиков нового сверхзвукового самолета, старший научный сотрудник МАИ Михаил Тяглик.
Предполагается, что научно-исследовательские работы по адаптации прогнозного дисплея завершатся к 2025 году.
Источник scientificrussia