Концерн «Алмаз-Антей», выпускающий в России системы воздушно-космической обороны, займётся созданием мирных решений для народного хозяйства. В разработке находятся два гибридных транспортных средства, использующие вместо классического горючего водород и электроэнергию.
Планируется создать два варианта платформы E-NEVA. Как сообщает портал РБК, «первая — газовый автомобиль с электропередачей, который сможет проехать на одной заправке более 1 тыс. км. Вторая — электрогазомобиль с 52-литровой газовой топливной системой и аккумуляторной батареей ёмкостью 70 кВт·ч, что обеспечит запас хода в 810 км и возможность подзарядки от электросети».
В обоих случаях предполагается, что автомобиль будет способен разгоняться до 100 км/ч за 8,5 секунды, в целом платформа будет способна развивать скорость до 180 км/ч.
«У нас уже есть электромобиль, он ездит. Но мы пошли по пути создания гибрида, где основной двигатель — на газе. При этом энергия, вырабатываемая во время движения, будет аккумулироваться, и электрическая тяга станет вспомогательным источником энергии, запаса которого хватит на определённое количество километров. Без подзарядки гибрид сможет проехать больше 500 км», — сообщает заместитель генерального директора концерна Александр Ведров.
Известно, что ранее «Алмаз-Антей» уже представил чисто электрическую платформу для создания транспортных средств почти любой категории. По словам Ведрова, в комбинации с газовым и электрическим двигателем вероятнее всего будут создаваться только гражданские версии, поскольку военные обычно используют более традиционные решения.
С 2016 года «Алмаз-Антей» работает над повышением доли гражданской продукции. Поручение президента России предусматривает её увеличение до 30 и более процентов к 2025 году, и 50 и более процентов — к 2030 году.
Известно, что решение на водороде представил весной и Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ) — это модель премиум-класса Aurus. Ожидается, что серийный выпуск автомобилей начнётся в 2024 году. При этом разработчики считают, что «мотивацией» для покупки подобных транспортных средств может стать создание необходимой инфраструктуры, включая заправочные станции. Согласно правительственной Концепции по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта, к 2030 году в России должно быть не менее тысячи водородных заправок.
По мнению ряда российских экспертов, возможности конкурировать в сегменте электротранспорта с ведущими мировыми производителями у «Алмаз-Антея» нет, но «нишевый» гибридный проект имеет шансы на успех.
«Пока речь идёт о мелкосерийном выпуске (несколько тысяч автомобилей в год), инвестиции могут составить несколько миллиардов рублей, а о разворачивании массового производства (30–40 тысяч в год и более), скорее всего, в среднесрочной перспективе говорить рано», — прогнозирует генеральный директор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров.