Немногочисленные записи в блокноте – все, что осталось от Десятой симфонии Бетховена. Писать ее он начал одновременно с Девятой, но если последняя со своей знаменитой «Одой к радости» прогремела, то от Десятой до нас дошли лишь разрозненные черновики.
И вот теперь несколько музыковедов и программистов взяли на себя смелость дописать произведение, используя искусственный интеллект.
В понедельник в Германии официально начинается юбилейный год композитора – 16 декабря 2020 года ему исполнится 250 лет. Запланировано около 700 мероприятий. Одним из них станет исполнение экспериментальной версии Десятой симфонии: оркестр в полном составе под руководством дирижера Дирка Кафтана сыграет эту музыку 28 апреля в Бонне, родном городе композитора.
Работа все еще в процессе: после того как в компьютер было загружено все музыкальное наследие Бетховена, он принялся выдавать возможные версии продолжения неоконченной симфонии, а команда музыковедов оценивает качество. Первые результаты, полученные несколько месяцев назад, оказались «слишком механистичными», однако последние команда оценивает как перспективные.
Мнения насчет того, оправданы ли такие эксперименты, сильно расходятся. Критики проекта обеспокоены защитой наследия Бетховена. Британский композитор и музыковед Барри Купер, который сам написал гипотетическую первую часть для Десятой симфонии в 1988 году, говорит, что слышал короткий фрагмент, и «это даже отдаленно не походило на убедительную реконструкцию того, что задумал Бетховен».
В то же время заведующая архивами боннского Дома-музея Бетховена Кристин Зигерт считает, что получающийся результат небезынтересен, и убеждена, что композитор был бы доволен идеей, поскольку и сам был не чужд экспериментов. К тому же, говорит Зигерт, эта работа ни в коем случае не претендует на то, чтобы рассматриваться как часть его творчества.
Это не первая попытка заставить искусственный интеллект дописать произведения знаменитых композиторов. Эксперименты с музыкой Баха, Малера и Шуберта оказались не слишком впечатляющими. Так, сочиненная компьютером заключительная часть Восьмой симфонии Шуберта, как писали рецензенты, оказалась более похожей на саундтрек к голливудскому фильму, чем на Шуберта.