Минтранс создаст цифровой профиль пассажиров для оплаты проезда по биометрии. Также для граждан будет создана система оптимального маршрута поездки. В том числе, к 2030 г. появятся беспилотные автомобили, поезда и суда. Это следует из стратегии развития транспортной отрасли, подготовленной Минтрансом.
Цифровизация российского транспорта
В России появятся цифровые профили пассажиров для проезда и оплаты на всех видах транспорта с применением биометрической идентификации. Также планируется разработка сервиса построения оптимального маршрута поездки для пассажиров. Для нововведений будет сформирована нормативно правовая база и обеспечена интеграция с Единой биометрической системой. Данная информация следует из паспорта стратегии цифровой трансформации транспортной отрасли, подготовленной Минтрансом.
До 2024 г. в России в пилотном режиме будет запущена коммерческая доставка грузов с использованием беспилотников. К 2030 г. в России появятся беспилотные легковые и грузовые автомобили, поезда и суда, а также создана инфраструктура для их движения, говорится в документе. В рамках стратегии, в том числе, планируется развитие системы моделирования транспортных потоков с применением технологий искусственного интеллекта (ИИ). Перевозка грузов из Китая в Европу через территорию России будет осуществляется беспилотниками.
Согласно документу, к декабрю 2023 г. будут разработаны технологические стандарты и нормативно-правовые акты для беспилотного авиационного, морского и речного транспорта.
Всего на реализацию данной стратегии потребуется 336,4 млн руб. В ее реализации примут участие Минпромторг и Минэкономразвития, совместно с ФНС, ФТС, МВД, ФСБ, ФСС, ПФ, а также Росстандартом. Головное ведомство — Минтранс. Прочими участниками реализации стратегии станут ИТ-компании, перевозчики всех видов транспорта, операторы цифровых платформ и экспертные организации.
Проекты цифровой трансформации
Стратегия цифровой трансформации российской транспортной отрасли состоит из шести проектов со сроком реализации с 2021 г. по 2030 г. Первые два проекта уже упоминались выше — это «Беспилотники для пассажиров и грузов» и «Зеленый цифровой коридор пассажира». Первый предполагает ввод в эксплуатацию беспилотные транспортные средства, а также инфраструктуру для их движения. Второй подразумевает создание цифрового профиля пассажира и сервиса для построения оптимального маршрута поездки.
Проект «Бесшовная грузовая логистика» завершит внедрение системы отслеживания грузоперевозок с использованием электронных навигационных пломб. Среди целей проекта также система сквозного обмена электронными перевозочными документами и цифровая платформа транспортного комплекса России.
В рамках проекта «Цифрового управления транспортной системой» планируется создание федерального ситуационно-информационного центра Минтранса, а также развитие системы моделирования транспортных потоков с применением технологий ИИ. Проект «Цифровизация для транспортной безопасности» включает в себя единое цифровое пространство безопасности на транспорте.
Стратегия также предполагает создание 3D-моделей всех объектов транспортной инфраструктуры и информационной системы учета и планирования работ/затрат на проектирование, строительство, ремонт и содержание ее объектов в рамках проекта «Цифровые двойники объектов транспортной инфраструктуры».
Сколько стоит цифровизация транспортной сферы России
Больше всего средств, согласно стратегии Минтранса, будет потрачено на внедрение беспилотников для пассажиров и грузов. Сумма на эти цели составляет больше половины всего бюджета на стратегию — 205 млн руб. Сюда входит создание инфраструктуры для беспилотного автомобильного, железнодорожного, водного и авиационного транспорта.
Создание цифрового профиля пассажира для оплаты по биометрии обойдется в 3,7 млн руб., а создание системы моделирования транспортных потоков с применением технологий ИИ — в 8,1 млн руб. Крупную сумму в рамках стратегии потребует создание цифровых двойников транспортной инфраструктуры — 77,9 млн руб.
Комментарии компаний
«Открытым остается вопрос целесообразности применения искусственного интеллекта — не во всех сценариях его внедрение может дать значительный результат, а в некоторых можно и вовсе обойтись без его использования», — рассказал CNews Павел Сварник, директор центра стратегического развития компании «Ланит-интеграция».
Кроме того, открытым остается вопрос с интеллектуальными транспортными системами, отмечает Сварник. Некоторые регионы уже запускают соответствующие инициативы, однако интеграция этих систем на технологическом уровне, а также на уровне данных требует системной проработки, которая не столько ресурсоемкая — скорее требует зрелого подхода и понимания целевого состояния.
«Сложности в реализации инициатив могут возникнуть из-за большого количества информационных систем, не синхронизированных друг с другом, и отсутствия единых отраслевых требований к структуре данных в этих системах и единых справочников», — соглашается с предыдущим спикером Сергей Иванов, директор по продуктовой стратегии группы «Т1» (бывший «Техносерв»).
Наибольший и относительно быстрый эффект, по мнению Иванова, дадут такие инициативы как «зеленый цифровой коридор пассажира» и «цифровые двойники объектов транспортной инфраструктуры». «Это понятные всем участникам задачи, а решения для них уже апробированы рядом регионов», — пояснил он.
«Курс на ЭДО в грузоперевозках принят давно и уже реализуется. Но все эти процессы идут достаточно медленно, — пояснил CNews Александр Вильде, директор по развитию “Биржи грузоперевозок ATI.SU”. — В стратегии указывается использование ЭДО для внутрироссийских перевозок практически как свершившийся факт. Так, до 2024 г. стоит план перевода в ЭДО 30% грузовых перевозочных документов. Также совершенно объективно нужно развивать ЭДО в международных и транзитных перевозках».
Вильде подчеркивает важность инициативы цифровизации для транспортной безопасности. «Но насколько прописанные меры будут эффективны — это вопрос, — говорит он. — Преступность, безусловно, будет адаптироваться к новым условиям и, наверняка, не исчезнет совсем в нашей сфере. Будет больше ИТ-составляющей в работе мошенников, им потребуется специалисты с более высокой технической квалификацией».