Только 4% пользователей айфонов разрешили приложениям собирать о них информацию, как прежде. Это результаты первого исследования, проведенного с момента обновления правил мобильной ОС от Apple — с прошлого месяца владельцы айфонов должны явным образом давать программам разрешение на отслеживание активности пользователя.
Главный противник нововведения — Facebook. Это один из двух крупнейших операторов онлайн-рекламы. Таргетированной, то есть требующей детального изучения аудитории. А ужесточение правил приватности это существенно осложняют. По некоторым подсчетам, новые требования к приложениям для айфонов обойдутся Facebook в 3% выручки. В его масштабах это колоссальные суммы.
Но это полбеды — теперь и Google вводит аналогичные правила в магазине приложений для Android, то есть для всех остальных, «неэпловских» смартфонов. Внедряться это будет постепенно, но через год разработчики будут обязаны подробно раскрывать, к каким именно персональным данным получает доступ программа, какую информацию собирает и как с ней обращается.
Например, шифруются ли данные, каким нормам и правилам соответствуют принятые разработчиком практики, и может ли пользователь всё собранное на себя «досье» удалить. И тут самое интересное, что Google — это второй крупнейший оператор онлайн-рекламы, который, как и Facebook, должен собирать данные о пользователях. Судя по анонсам самого Google, он рассчитывает делать это новыми инструментами, встроенными в браузер Google Chrome, благо это самый популярный браузер в мире.
Впрочем, справедливости ради, Google свои нейросети и почти безграничные ресурсы использует и в гуманитарных целях. Например, для сохранения редких языков. Речь о приложении Woolaroo, которое умеет распознавать образы и позволяет подписывать распознанное. Например, сервис определяет в кадре дерево, указывает, как это называется по-английски, а пользователь вводит перевод на свой исчезающий язык.
Пока доступны всего пять своего рода массовых языков, по которым можно проверить правильность распознавания образа, – английский, французский, арабский, итальянский и испанский. И десять исчезающих — в том числе сицилийский, маори, на котором говорят в Полинезии, и один из юто-ацтекских языков.
Но разработчики обещают развивать проект, добавляя и другие языки. А еще выложили все данные Woolaroo в открытый доступ – чтобы любой исследователь мог использовать их для создания других приложений.
Всего, по данным ЮНЕСКО, из почти шести с лишним тысяч известных языков почти три тысячи — на грани вымирания. В том числе из-за распространения интернета, общение в котором сводится к нескольким наиболее популярным языкам.