Специалисты Политехнического института SUNY в Нью-Йорке разработали покрытие, которое уменьшает трение в металлических деталях. Это открытие поможет производителям повысить топливную экономичность и продлить срок службы движущихся элементов в технике.
Износ оборудования снижает ВВП индустриальных стран на 1–4 %. В автомобильной промышленности треть топлива тратится на преодоление силы трения. Чтобы решить эту проблему, учёные сосредоточились на явлении суперсмазываемости.
Этот термин обозначает состояние нулевого трения между двумя движущимися и соприкасающимися поверхностями. С помощью высокотемпературной обработки учёные наносили на металлические детали углерод из растения маниок.
Углерод соединялся с металлом в виде графенового слоя, состоящего из одного атомного слоя. Этот материал заполнял канавки, образовавшиеся из-за износа, создавая точки контакта, защищающие металл под ним. Благодаря связке со сталью и никелем углерод почти полностью устранял трение, сохраняя свою прочность на протяжении 150 000 циклов.
По материалам:
4pda