С поставками электроники из Китая в Россию возникли трудности — сроки доставки товаров из Китая по железной дороге и по морю сильно выросли, пишут «Ведомости» со ссылкой на данные транспортно-логистической компании Novelco и сообщения других источников. Это может повлиять на заказы не только обычных покупателей, но и на работу небольших и средних магазинов, которые полагаются на серый импорт.
Как известно, после ввода санкций минувшей весной многие иностранные компании покинули российский рынок, и особенно сильно эта ситуация затронула рынок электроники. Довольно скоро освободившиеся ниши на отечественном рынке смартфонов, ноутбуков и бытовой электроники начали занимать компании из Китая. Также поток товаров из Поднебесной вырос за счёт рядовых потребителей, которые стали больше заказывать техники, компьютерных компонентов и различных устройств с Aliexpress и прочих китайских магазинов.
Однако теперь выяснилось, что увеличение потока товаров из Китая привело к снижению скорости доставки заказов. Особенно остро эта проблема встаёт сейчас, в преддверии новогодних праздников — люди могут остаться без заказов, а также может пострадать серый импорт китайской электроники, и это означает, что небольшие магазины могут столкнуться в нехваткой товаров.
По оценкам Novelco, продолжительность доставки товаров из Китая выросла по сравнению с прошлым годом на 20–30 %. Гендиректор Novelco Григорий Григорьев объясняет задержки перегруженностью портовых терминалов и низкой скоростью вывоза контейнеров из-за нехватки железнодорожных платформ. Из-за этого корабли находятся в портах Дальнего Востока до 30 дней. Кроме того, на севере Китая железнодорожные станции «отменяют отправки в связи с ухудшением эпидемиологической ситуации», сообщил руководитель направления мультимодальных перевозок FM Logistic в России Дмитрий Суховерша.
В РЖД рассказали «Ведомостям», что в октябре погрузка импортных грузов в контейнерах из портов Дальнего Востока была на 20 % выше, чем в прошлом году. Это привело к нехватке платформ, так как с экспортными контейнерами их прибывало меньше, чем требовалось для вывоза импорта. До конца года «дисбаланс между импортом и экспортом будет нарастать», сообщили в РЖД ресурсу.
По словам руководителя отдела закупок Stalogistic Александры Ивановой, на железной дороге сейчас «приоритет отдаётся отгрузке угля и леса», что также влияет на сроки доставки потребительских товаров. По её прогнозу, в ноябре ситуация с местами для грузов в поездах, следующих из Китая, станет ещё хуже, и стабилизацию следует ожидать не раньше начала февраля.
Гендиректор Novelco утверждает, что на сроках доставки отразилось заметное перераспределение закупок в сторону Китая и других стран Юго-Восточной Азии. Вопрос можно было бы решить с помощью прямых грузовых авиарейсов, и на это уходило бы всего 3-4 дня, но «пока нет разрешения российской стороны на следование грузов из Пекина в Москву авиатранспортом», говорит Григорьев.
По словам руководителя «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, у официальных продавцов пока не возникало сложностей с поставками к Новому году. «Но сейчас все более значительную долю обеспечивает схема параллельного импорта, которую осуществляют преимущественно представители малого и среднего бизнеса», что привело к росту рисков срыва сроков доставки товаров, говорит эксперт. То есть ситуация в первую очередь отразится на небольших российских магазинах, ассортимент которых скорее всего станет скуднее, поскольку они опираются на параллельный импорт.
Источник 3dnews