Коллектив ученых, в который вошли исследователи из Белгородского государственного национального исследовательского университета (НИУ «БелГУ») и Сколковского института науки и технологий, исследовал алюминиевые сплавы на уровне атомов и выявил закономерности, которые помогут улучшить их структуру. Полученные знания позволят в будущем разработать новые сплавы, отвечающие требованиям современного авиастроения.
По словам руководителя проекта, старшего научного сотрудника лаборатории механических свойств наноструктурных и жаропрочных материалов НИУ «БелГУ» Марата Газизова, исследуемые Al-Cu-Mg-Ag сплавы применяют для изготовления обшивки крыльев и фюзеляжей воздушных судов. Достоинствами алюминиевых сплавов для этой отрасли стали их легковесность, способность сопротивляться износу и разрушению при повышенных температурах, а также циклических и ударных нагрузках.
«Для придания алюминию необходимых характеристик в сплавы добавляют медь (Cu), магний (Mg), серебро (Ag) и некоторые другие элементы. Процесс называется легированием и способен значительно упрочнить материал после применения определенных режимов термической или термомеханической обработки», — пояснил Марат Газизов.
Система легирования Al-Cu-Mg-Ag позволяет получить сплавы с высокой жаропрочностью, однако, как отметил руководитель проекта, эволюция структуры и механических характеристик при различных режимах термической или термомеханической обработки, а также различных условиях эксплуатации недостаточно хорошо изучена на сегодняшний день, чем и был обоснован выбор темы исследования.
По словам ученого, сплавы применяются в качестве конструкционного материала для изготовления деталей и узлов, работающих при повышенных температурах. Эти детали требуют уникального сочетания прочности и вязкости разрушения, а также высокого сопротивления к распространению усталостных трещин.
Выполнение проекта позволяет расширить научные знания о природе уникальных механических свойств и структуре алюминиевых сплавов. Совокупность достигнутых механических свойств увеличит ресурс авиационных конструкций, производимых из данных материалов. Результаты работы опубликованы в журнале Materials Characterization. Часть оборудования, на котором проводилось исследование, была закуплена в рамках программы обновления приборной базы нацпроекта «Наука и университеты».
Источник scientificrussia