Сверхзвуковой самолёт с низким уровнем шума, разработанный в NASA, сменил место дислокации с одной площадки компании Lockheed Martin в калифорнийском Палмдейле на другую — в техасском Форт-Уэрте. Только здесь имеется специальное оборудование для тестирования его прочности при полёте.
По данным аэрокосмического инженера Lockheed Martin Майка Буонанно (Mike Buonanno), возглавляющего проект X-59, на то, чтобы построить с нуля аналогичную испытательную площадку в самом Палмдейле, ушло бы слишком много времени и средств. В свою очередь в Форт-Уэрте имеется полностью контролируемое помещение и всё необходимое оборудование для проведения тестов. Хотя местная площадка создавалась для испытаний более «коротконосых» истребителей F-16, организаторы быстро переоборудовали существующие мощности и теперь сверхзвуковой X-59 оценивается по трём параметрам.
Хотя сверхзвуковые самолёты очень быстро движутся в воздухе, расплачиваться за это приходится высоким уровнем шума, который они создают, преодолевая звуковой барьер. Более того, не исключены повреждение стёкол в близлежащих зданиях и другие разрушения. Например, шум от сверхзвуковых пассажирских лайнеров «Конкорд», отправленных на покой в 2003 году, достигал громкости 105 дБ — сопоставимо с уровнем, характерным для близкого удара грома.
Разумеется, NASA и другие ведомства ищут возможность летать быстро, но без соответствующих звуковых эффектов. Ранее в агентстве сообщали, что X-59 будет не громче, чем автомобиль, движущийся от наблюдателя на расстоянии 6 метров. Строительство самолёта пока не завершено — техасские инженеры намерены калибровать сенсоры для оценки нагрузок на конструкцию самолёта во время полёта и сравнения результатов с компьютерными моделями, прогнозирующими характеристики X-59. Инженерам придётся быть особенно осторожными с самолётом, поскольку он существует пока только в единственном экземпляре и стоит очень дорого.
По данным NASA тестовая площадка имеет все необходимые системы безопасности — если что-то в ходе испытаний пойдёт не по плану, оборудование немедленно выключится. По данным на последнюю неделю января в рамках программы выполнены 80 % структурных испытаний. Дедлайн для завершения тестов отсутствует. Известно, что в дальнейшем планируется калибровка топливных баков и возвращение в Палмдейл для установки остальных систем и подсистем для последующего тестирования в воздухе в конце текущего года.
Источник 3dnews