Учёные Самарского национального исследовательского университета имени ак. С.П. Королёва придумали покрытие для защиты конструктивных элементов ракетных и авиационных двигателей при экстремально высоких температурах. Огнеупорная «броня» предотвратит разрушение внутренних поверхностей сопел и камер сгорания, лопаток турбин и прочих деталей при температуре 1500 градусов по Цельсию.
«Это позволит значительно увеличить ресурс и надёжность работы ракетных и авиационных двигателей, газоперекачивающих и энергогенерирующих установок, а также микрогазотурбинных двигателей, применяемых на беспилотных летательных аппаратах», – пояснил автор проекта Михаил Гиорбелидзе.
По структуре покрытие напоминает кольчугу, состоящую из слоёв плоских чешуек, которые по-особому располагаются и скрепляются друг с другом. Толщина всей кольчуги – менее половины миллиметра. Внутри отдельных «чешуек» находится защитный слой материала, который не даёт агрессивным компонентам из окружающей среды проникнуть к деталям двигателя.
После того, как авиационный двигатель отрабатывает 25 тысяч часов (таков эксплуатационный ресурс между ремонтными работами), специалисты проверяют состояние покрытия и элемента двигателя. Покрытие при необходимости можно нанести заново и использовать ещё 25 тысяч часов. Таких циклов использования может быть два-три, так что экономия с учётом стоимости деталей двигателя составляет десятки миллионов.
После доработки технологии учёные создадут опытные образцы покрытия для проведения испытаний. Информация взята с портала «Научная Россия»