На днях в Сибирском научно-исследовательском институте авиации имени С.А. Чаплыгина (СибНИА, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»; г. Новосибирск) на летательный аппарат был установлен электрический двигатель на сверхпроводниках и выполнены его пробные запуски с воздушным винтом. В новом году после серии наземных испытаний самолёт с инновационным двигателем поднимется в воздух и откроет новую главу в истории авиации.
Источник изображения: ЦИАМ
Инновационный электродвигатель на высокотемпературных сверхпроводниках мощностью 500 кВт (679 л.с.) создан компанией «СуперОкс». Летом этого года двигатель и другие узлы и системы демонстратора гибридной силовой установки, прошли комплекс испытаний на наземных стендах. Теперь на очереди следующий важный этап — лётные испытания, для чего на базе самолёта Як-40 создаётся летающая лаборатория.
Но ещё до первого взлёта предстоит много работы. Необходимо провести всесторонние проверки работы электродвигателя на специально созданной для него мотораме на всех режимах работы и определить его влияние на оборудование самолёта.
Высокотемпературная сверхпроводимость позволяет добиться близкого к нулю сопротивления в обмотках электродвигателя при относительно высоких температурах, хотя эти температуры всё равно остаются очень и очень низкими — до -200 °С. Низкое сопротивление току означает высокий КПД и низкий расход заряда батарей, что для авиации на электрической тяге является критическим фактором.
Разработчики российского сверхпроводникового двигателя утверждают, что в перспективе расход энергии можно будет снизить до 75 %. Это будущее авиации, и оно постепенно приближается.