Европейские законодатели занялись поиском баланса между правом граждан на неприкосновенность частной жизни, безопасностью и опасностью злоупотреблений, связанных с технологиями распознавания лиц. До появления внятных правил и законов распознавание лиц в общественных местах в зоне Европейского союза может быть запрещено на длительный срок.
По сообщению информагентства Reuters, в руки к которому попал 18-страничный документ по предложениям законодательно упорядочить распространение технологий распознавания лиц в Европейском союзе, в следующем месяце может быть принято запретительное решение по данной технологии. В частности, рассматривается возможность ввести 5-летний запрет на развёртывание технологии распознавания лиц в общественных местах: в парках, на туристических объектах, на спортивных площадках и так далее.
Как считают составители документа, разработчики «бегут впереди паровоза». До широкого использования технологий распознавания лиц, кроме особых случаев, связанных с безопасностью и исследованиями, необходимо создать как надёжные инструменты для оценки воздействия этой технологии на общество, так и обеспечить максимальную защиту от злоупотреблений.
Правоохранительные органы, со своей стороны, стремятся быстрее получить в руки новые инструменты для идентификации граждан на улицах и в общественных помещениях, например, на вокзалах, включая использование смартфонов самих граждан. Это определённо помогает в уголовных расследованиях и при поиске пропавших без вести людей. Учитывая пробелы в соответствующем законодательстве, злоупотребления не только возможны, они неминуемы, с чем в ЕС намерены бороться.
В США ряд штатов уже ввёл или рассматривает запрет на использование технологий распознавания лиц в общественных местах, что, впрочем, не означает, что компетентные органы не используют данные с уличных камер наблюдения. В Китае технологии распознавания лиц в общественных местах развёртываются опережающими темпами. Россия тоже участвует в этом процессе, хотя и не так стремительно.
В общем случае, вероятно, опасаться нужно не властей, а коммерсантов. Адресная реклама может стать кошмаром для граждан, идентификация которых, в случае бесконтрольного использования технологии распознавания лиц, станет абсолютной.