Что общего между связью 5G, диджеем Marshmello, NFT, бутиком Gucci и искусственным интеллектом? Из этой сложной смеси технологий, понятий и различных интересов у нас на глазах формируется будущее интернета. Степан Сергеев, основатель и CEO студии разработки OneWayBlock рассказал, почему он будет совсем не похож на тот, который мы знаем.
Рост в геометрической прогрессии вплоть до 2030 года предрекают рынку Web 3.0 аналитики из Market Research Future. Пока сложно выразить эту динамику в конкретных цифрах, просто потому что отраслевые специалисты до сих пор не пришли к консенсусу относительно того, какие именно технологические и бизнес-идеи следует учитывать. Впрочем, общие контуры интернета третьего поколения уже можно рассмотреть.
Многие публикации, посвященные эволюции глобальной сети в контексте Web 3.0, начинаются с истории о том, как охотники-собиратели бороздили просторы африканских саванн. Не будем уподобляться «историкам» и просто очертим крупными штрихами каждое из поколений.
Тридцать лет назад Web 1.0 строился вокруг сайтов, на которых пользователи могли найти нужную им информацию. Переход ко второму поколению состоялся, когда процесс посещения интернета стал интерактивным – помимо чтения, пользователи получили возможность наполнять интернет собственным контентом. Этот огромный прорыв, подаривший нам социальные сети, как раз и принято называть Web 2.0. В нем, собственно, мы сейчас и живем.
Зачем нам Web 3.0
По мере расширения возможностей интернета, в последние полтора десятилетия, в нем стали усиливаться не столь уж привлекательные черты. Например, сверхцентрализация, которая привела к тому, что интернетом по сути управляют всего несколько транснациональных корпораций. Также можно отметить и полный контроль платформ над пользовательскими данными, включая персональные. Сейчас соцсеть знает о вас больше, чем члены вашей семьи, и условный Facebook не стесняется зарабатывать на этом знании.
Множество рекламных компаний покупают и аккумулируют сведения о разных аудиториях. И использование этих данных отнюдь не ограничивается таргетированием на нас подходящих коммерческих баннеров. Все могли убедиться в этом на примере Cambridge Analytica. Растущей в последние годы по всему миру поляризации сообществ мы в значительной степени обязаны именно подобным технологиям.
Сверхцентрализация, практика коммерческого использования персональных данных, глобальные манипуляции общественным мнением, возможность отключения целых сегментов интернета – вот далеко не полное описание того положения, в котором мы оказались благодаря Web 2.0.
Энтузиасты перехода на технологии третьего поколения уверены, что WEB 3.0 решит эти и многие другие проблемы, одновременно превратив интернет в демократическую и дружественную к пользователю среду, контроль над которой будет осуществляться исключительно самим сообществом.
Вот несколько принципов, лежащих в основе WEB 3.0:
- Тотальная децентрализация систем хранения и передачи информации на основе технологий блокчейна.
- Отсутствие единого центра управления за счет внедрения консенсуса на базе решений «задачи византийских генералов».
- Построение интернета на основе принципов «семантической паутины», что сделает его понятным и прозрачным для систем на базе искусственного интеллекта (ИИ).
- Широкое распространение ИИ и технологий машинного обучения.
- Сетевой нейтралитет.
- Дизайн «снизу вверх», подразумевающий открытую и полностью прозрачную разработку кода под контролем общественности.
Как нам поможет децентрализация
Децентрализация интернета, превращение его в одноранговую сеть, позволит пользователям взаимодействовать друг с другом непосредственно, минуя некий «центральный узел», который требовал бы авторизации и мог бы собирать чувствительные данные. По сути, речь идет о создании такой структуры, в которой цензура невозможна чисто технологически, а также отсутствует «выключатель», который позволил бы какому-либо заинтересованному лицу или организации воспрепятствовать работе сети в целом или отдельных ее сегментов.
Важные свойства децентрализации на основе блокчейна – анонимность и полная прозрачность всех операций. Эти качества уже успели по достоинству оценить пользователи действующих блокчейн-платформ.
Хранение информации в распределенных одноранговых сетях станет более надежным, так как оно подразумевает одновременное существование нескольких копий данных, физически расположенных в разных местах. Это повлечет за собой и принципиальные изменения в алгоритмах поиска. Одновременно вырастет приватность информации, ведь она будет зашифрована и распределена.
Новый пользовательский опыт
WEB 3.0 не приходит один. Рассматривать влияние интернета третьего поколения на пользовательский опыт надо в контексте и других динамично развивающихся сейчас технологий. В частности, речь идет о сетях связи 5G, которые обеспечат тотальное покрытие населенных территорий сигналом с недостижимой прежде пропускной способностью. Именно 5G будет способствовать тому, чтобы WEB 3.0 функционировал корректно и без задержек.
Другой важной вехой станет и широкое распространение систем на базе искусственного интеллекта. «Семантическая паутина», ориентированная на машинное понимание информации, в идеале позволит получать по поисковому запросу не десятки страниц выдачи, а одну, но самую точную ссылку на нужную информацию. Заодно это поможет ИИ обучаться не на отфильтрованных дата-сетах, а на всем объеме доступной информации.
Отсутствие единого центра управления, однако, не означает, что интернет наполнится запрещенной, неэтичной или ложной информацией. Просто решение о ее удалении будет принимать не отдельная структура, присвоившая право делить данные на «плохие» и «хорошие», а вся аудитория – путем простого голосования.
Наконец, в WEB 3.0 гораздо сложнее будет создать «поддельную личность», так как каждый пользователь (вернее, его идентификатор) будет иметь неизменяемую историю активности, хранящуюся в распределенном реестре.
Экономика нового мира
Если говорить о том, какая сфера человеческой деятельности более других готова к тотальному распространению WEB 3.0, то это, как ни странно, экономика. Развивающиеся последний десяток лет цифровые активы, прошедшие большой путь от биткоина до NFT, просто идеально ложатся на те принципы, которые декларируются как основа интернета третьего поколения.
Криптовалюты изначально имеют децентрализованную природу, они анонимны и не требуют доверия между участниками транзакций. Многочисленные блокчейны уже сейчас решают самые разные экономические задачи. Платформы децентрализованных финансов (DeFi) позволяют получать кредиты или одалживать средства, зарабатывать на поддержке ликвидности на биржах, причем все расчеты выполняются автоматически на основе прозрачных смарт-контрактов. Развивается и рынок основанных на блокчейне децентрализованных приложений (DApp) – пока простых, но явно идущих навстречу WEB 3.0.
Невзаимозаменяемые токены (NFT) практически готовы стать основой авторского права будущего, где создатель любого контента будет получать свое роялти просто по факту проявления интереса к его креативу со стороны аудитории, и делать это без каких-либо посредников. И это все сильно нам пригодится, когда мы вступим на пыльные тропинки метавселенных.
Дорога в метавселенную
В своем декабрьском отчете Goldman Sachs важной частью нарождающегося сейчас WEB 3.0 признал метавселенную. По мнению инвестиционного банка, именно она станет основным источником виртуального и иммерсивного пользовательского опыта, местом формирования онлайн-сообществ и средой «креативной экономики».
Популярность виртуальных пространств во всем мире растет, как и принятие такого типа потребления медиаконтента. Чего стоит один только концерт DJ Marshmello в Fortnite, который посетили 11 млн игроков и посмотрели 27 млн пользователей YouTube.
Прекрасно чувствует себя и платформа Roblox, принимающая каждый день 49,5 млн пользователей. Ожидается, что к 2024 году этот показатель вырастет до 78 млн. Экономика игры строится на продаже виртуальных предметов, в том числе и цифровых аватаров: 20% пользователей меняют их ежедневно, что уже привлекает и традиционный бизнес. Не так давно бренд Gucci открыл здесь свое представительство, предоставив посетителям возможность «примерять» на своих персонажей целую коллекцию скинов.
Серьезные усилия к построению метавселенных предпринимают как Meta, так и Sony, Sandbox, Cryptovoxels, Decentraland и многие другие. Последняя, кстати, выглядит одной из самых перспективных, так как изначально задумана как децентрализованный проект.
Почему это важно? В уже упомянутом отчете Goldman Sachs указывается на одну из главных проблем сегодняшних экспериментальных виртуальных пространств – почти все они представляют собой «сад за оградой». Они являются изолированными друг от друга и состоящими в конкуренции за отнюдь не резиновое внимание аудитории. Здесь та же Decentraland, куда уже сейчас можно зайти и надеть брендированную NFT-кепку от криптовалютной биржи Binance или NFT-куртку от Coca-Cola, выглядит принципиально более похожей на то, к чему должны прийти разрозненные пока метавселенные.
Автор: Степан Сергеев, основатель и CEO студии разработки OneWayBlock
Источник popmech